Ландшафтный дизайн участка за пару дней!

Наконец-то настало время, когда создание парков и больших открытых зеленых пространств стало рассматриваться в России как важная часть процесса формирования комфортной городской и загородной среды. Ландшафтная архитектура и средовой дизайн становятся востребованными не только для частных заказчиков, но и в общественном контексте. Будем надеяться, что продуманные благоустроенные зеленые зоны станут достойной альтернативой «заборным» пейзажам и полузаброшенным паркам с «резиновыми» детскими площадками.

Основываясь на многолетнем опыте компании по созданию ландшафтов разных типов в различных природных условиях, попробуем выделить основные приемы благоустройства парковых пространств. Традиционно при формировании частных садов отправной точкой для создания концепции ландшафта является «привязка» к архитектуре и объемам дома, главного элемента всей пространственной композиции.

Структура ландшафтного дизайна.

Особое внимание следует уделить формированию собственной структуры пространства, выражающей главную идею парка. Эта структура может быть независимой от контекста. Система должна прослеживаться как в плане, так и в вертикальном прочтении. Важно определить доминанты и оси пространственной композиции. Для лесных парков вертикальными доминантами могут быть существующие деревья. Особенно лаконична четкая вертикаль сосны обыкновенной — породы, широко распространенной в среднерусской полосе. Оставляя «столбы» сосен, в нижних ярусах можно формировать свое пространство за счет композиции из масс кустарников и рисунка дорожной сети.

Пространственная структура многих парков держится на центральной оси, которая проходит независимо от существующих деревьев. Эта ось организует все второстепенные ландшафтные композиции. Примером формирования собственной вертикальной структуры ландшафта может служить сад в Шварцвальде. Основу композиции создают вертикали кипарисов, посаженных в «естественном» беспорядке на разной высоте. Фоном для кипарисов являются плотные массы кустарников и низких деревьев, образующих общую пейзажную линию, которая рифмуется с мягким силуэтом гор.

Перспектива. Пейзаж.

Следует обращать внимание на получающиеся в процессе формирования парков природные картины или, попросту говоря, пейзажи. Особую роль здесь играет принцип многоплановости в формировании природного ландшафта, когда ясно артикулируются ближний, средний и дальний планы восприятия. Многоплановость задается прежде всего чередованием открытых и закрытых пространств.

Цвет.

В формировании объемной структуры парков особая роль отводится цвету. Фоновые цвета, и светлые, и темные, правильно «работают» на крупных объемах, а яркие включения должны быть точечными. Высветление темных лесных участков за счет посадок пестролистных и белоцветущицх кустовых форм особенно эффективно при благоустройстве природных рекреационных зон.

Искусство в парке.

При разработке проекта парка необходимо предусмотреть организацию камерных приватных территорий, малых тематических садов, «зеленых комнат», а также включение в ландшафт архитектуры и арт-объектов. Такие объекты способны привнести культуру в природные пространства, максимально насытить образный строй парков и садов. Приветствуется включение водных элементов, а также создание различных тематических зон:

  • игрового сада. цветочного сада. сада скульптур.

Разнообразные камерные сады станут яркими тематическими акцентами для любого парка. Бывший военный бункер можно задействовать в оформлении парка, превратив его в грот со сквозным туннелем или сделать небольшой средиземноморский сад пряных трав на основе чабреца и лаванды с включением декоративного водоема.

Окружение.

И, наконец, самое важное для формирования любого парка и пейзажа — это понять окружение, принять и прочувствовать среду, контекст, так называемый гений места. Для выбора общей стилистики и приемов организации территории определяющим призван быть именно этот момент. Приоритетами в создании концепции могут стать: историческая тема, характер архитектуры города, окружающий природный пейзаж и тому подобное. Можно работать в продолжение и развитие темы, а можно и на ее контрасте (природа в городе, искусство в лесу и т.д.).

В качестве примера можно привести вертикальный сад в Баден-Бадене. Эта работа иллюстрирует перекличку сада и с природным окружением, и с исторической средой старого города. Плавная линия двух ярусов растений повторяет абрис гор и кадрирует перспективу с видом в сторону Франции. Вертикальные кипарисы вписываются в общий пейзаж на контрасте с мягкими линиями гор и бартерного парка, вступая в диалог с острыми шпилями соборов. Холодные серебристые тона выбранных крупных растений, синяя лаванда и перовския, пурпурные акценты создают гармоничную картину с охристыми стенами старого города. А четкие геометрические формы стриженой хвойной изгороди привязывают композицию к структуре мощения и подпорных стенок.