Ландшафтный дизайн. Поэзия садов

Ландшафтный дизайн соединяет в себе архитектуру, строительство и садоводство. Эта сфера дизайна притягивает к себе все больше внимания. Хозяева дачных участков идут разными путями. Одни открывают специализированную литературу по ландшафтному дизайну и облагораживают дачный участок своими силами. Другие доверяют эту работу специалистам. В настоящее время сад — это место для отдыха в беседке, проведения досуга в семейном кругу или детская площадка.

Уже с середины XIX сады начинают терять свое эстетическое значение, постепенно пропадает скрытая символика. Например, мало кому известно, что знаменитый Версальский сад, это не только роскошное архитектурное сооружение. Оно несет в себе скрытую иконологическую систему. Аллеи, которые расходятся от главной площади, символизируют собой лучи или же «короля-солнце», то есть Людовика XIV.

Сады в Древней Руси.

В Древней Руси существовали в основном утилитарные сады. Мало кто понимал, что плодовые деревья можно высаживать для красоты. Обустройство садов началось под влиянием Византийского градостроения. Перед домами стали оставлять небольшую площадь для посадки деревьев, и на древнерусских иконах часто можно увидеть кроны деревьев на заднем плане, за домами. Это определенно показывает связь архитектуры и сада. Однако в литературе Древней Руси природа описывалась мало. Больше внимания уделялось развитию событий и динамике происходящего, но не описывалась обстановка, одежда, общество.

С наступлением Средневековья картина постепенно меняется. Природа начинает восприниматься с эстетической точки зрения. Русские князья стали выбирать «красное» место под строительство домов. Красоты мира начали описывать в прозе и поэзии.

Петровские сады.

Царь Петр свое детство провел в садах. Здесь он учился и играл, строил планы и задумывался над будущим. Поэтому при реорганизации русского быта Пётр послал учеников для обучения садоводству. Он стремился строить не просто сады, а именно «учебные» — несущие в себе элементы европейской культуры. Это было одним из сильнодействующих факторов в изменении мышления русского человека.

Скульптуры в Летнем саду — это не обычная прихоть государя, таким образом он хотел привить людям европейское мировоззрение. В 1705 году вышла книга Петра «символы и эмблемы». Новая книга стала настольной для садовода, так как в ней можно было найти символические системы садов, множество украшений и скульптур. Петергоф был построен в честь победы на Балтийском море. Главное украшение его садов — это фонтаны и затейливое садовое решение. Многие сравнивают сады Петергофа с Версалем, но все однозначно, согласны, что они в корне отличаются друг от друга. Бенуа отметил в «Моих воспоминаниях», что Петровские сады — это слияние немецкий, итальянских, скандинавских направлений и личных вкусов самого государя.

Сады Лицея. Пушкин.

Со времен Платона и Аристотеля при учебном заведении всегда разбивался сад. Такие сады можно увидеть при Оксфорде и Кембридже, при академиях во времена ренессанса. В своих произведениях А. С. Пушкин отразил сад Лицея, Екатерининский и Александровский, Старый и Павловский парки. Для юного поэта сады были воплощением свободы духа и природы. Во многих своих произведениях он описывает свободный образ садов Лицея.

Новые идеи, свободомыслие характерно также и для юного Дельвига. В начале XVII века поэт написал несколько произведений про Царскосельский сад, описывая дух свободы и показывая восприятие лицейского сада как поэтическую колыбель, где «душа свободно разливалась» и «гений свой воспитывал в тишине».

Русская усадьба.

В начале XIX века стали определяться характерные черты русской усадьбы. Возле каждого дома разбивался красивый цветник с яркими и душистыми цветами. От дома расходились узкие аллеи, которые были тесно засажены липами. В летнее время это были самые прохладные места в усадьбе. В садах устраивали «зеленые» беседки. Здесь расставляли скамейки и столики, а по периметру высаживались липы. И. С. Тургенев писал об орловских садах, как самом прелестном месте, где такой освежающий запах, много солнечного света и приятой прохлады. Надо принимать во внимание и описание животных при садах. Домашние животные свободно паслись и были обязательным элементом пейзажей.

Писатель описывал сад в Спасском-Лутовинове, как место, где душа становится свободной и соединяется природа, человек и Бог. Он тщательно нарисовал в письме природу и настроение тенистого сада, призывая друга присоединиться к нему. Такие сады были в каждой русской усадьбе.